Зарею Духа облистаемь, витийствующих Богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российские страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная.
|
||
3 февраля - День памяти преподобного Максима Грека
|
Судьба преподобного Максима Грека удивительна — покинув в юные годы родную Грецию, он знакомился в Италии с идеями Ренессанса, монашествовал на Святой горе Афон и много лет прожил в России, внеся неоценимый вклад в ее культуру. Будучи человеком эпохи Возрождения, он преуспел в самых разных областях — филологии и богословии, переводе священных текстов и злободневной публицистике. Участие в церковно–политической борьбе в Московском государстве обрекло его на многолетнее заточение в монастыре. Его сочинения оказали немалое влияние на современников и потомков. Через четыре века после кончины, на Поместном Соборе 1988 года, Максим Грек был канонизирован. Его первая биография, созданная известным специалистом по русской словесности XVI века Н, В. Синицыной, соединяет жизнеописание преподобного с обстоятельным анализом его произведений. Книга предназначена всем, кто интересуется историей и культурой допетровской Руси.
Протоиерей Александр ГОРСКИЙ
Максимъ Грекъ СВЯТОГОРЕЦЪ
Опубликовано: Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе, 1859.
.
ЖИЗНЬ МАКСИМА ДО ПРИБЫТIЯ ЕГО ВЪ РОССІІО.
Максимъ Грекъ, инокъ Аѳонскаго Ватопедскаго монастыря, родился, вероятно, около 1480 г. (а). Оnечествомъ его была страна воинственныхъ Арнаутовъ, Албанія, а мѣстомъ рожденія главный городъ этой области, — Арта. Но родомъ онъ былъ не Албанеиъ, а Грекъ. Родители его были Мануилъ и Ирина. Есть извѣстіе, что отецъ его былъ воеводою. Съ раннихъ лѣтъ Промыслъ Божій судилъ Максиму встретить тяжкія испытанія, и этимъ какъ бы приготовлялъ его къ твмъ гбрькимь страданіямъ, которымъ онъ долженъ былъ подвергнуться въ поздиѣйшіе годы своей жизни.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДОБНАГО МАКСИМА ГРЕКА
СОСТАВИЛЪ священникъ А. Синайскій.
Въ 1-мъ изданіи книга учебнымъ комитетомъ при Святѣйшемъ Синодѣ допущена въ библіотеки
Отъ С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать разрѣшается. С.-Петербургъ, 23 января 1902 года.
Старшій цензоръ, Архимандритъ Антонинъ
Преп. Максимъ Грекъ-святогорецъ въ своей жизни и дѣятельности представляетъ замѣчательное явленіе въ исторіи русскаго общества ХVІ в., какъ времени продолжительнаго броженія, колебанія и борьбы новыхъ религіозно-церковныхъ нонятій и иноземныхъ вліяній съ господствовавшимъ невѣжествомъ и назрѣвшею потребностью въ очищеніи застарѣлыхъ недостатковъ, умственныхъ и нравственныхъ.
Подробнее: КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДОБНАГО МАКСИМА ГРЕКА
Съ прибавленіемъ его двухъ душеполезныхъ словъ и канона Св. Духу-Параклиту.
Свято-Троицкая Сергіева Лавра
Собственная типографія 1909
Печатать разрешается. СПБургъ, Ноября 3 дня, 1908 года. Цензоръ, Ніконъ Епископъ Вологодскій и Тотемскій.
Книга посвящена одному из видных деятелей отечественной и европейской культуры XVI в.. оставившему обширное письменное наследие, мало изученное в философском отношении. На примере философских представлений Максима Грека автор знакомит со своеобразием древнерусского философского знания в целом
Имя Максима Грека стоить въ средоточіи русской литературы ХVI вѣка; его сочиненія не оставляюсь въ сторонѣ почти ни одной черты современной общественной жизни и самъ авторъ ихъ образовала, около себя большой кругъ учениковъ и иослѣдователей. Въ этомъ отношеніи его личность и сочиненія пріобрѣтаютъ весьма важное историческое значеніе. Такое положеніе Максимь Грекъ занялъ. благодаря своему широкому образованію и необычайной воспріимчивости къ окружавшимъ его явленіямъ и событіямъ. Вырванный случайно изъ близкой ему обстановки, онъ былъ брошенъ въ иную среду, которую могъ бы пройти мимо, но чтобы понять послѣднюю—онъ ' долженъ былъ всесторонне ее изучить, начиная съ языка, на которомъ сталь писать и писалъ много. Для такого наблюдателя каждое новое или подмѣченное имъ явленіе служило уже матеріаломъ. Это тѣмъ болѣе заслуживаете вниманія, что самое появленіе Максима Грека въ Россіи было обусловлено определенной сферой дѣятельности. Но исходъ XV в. и наступившая эпоха были времеиемъ общественпаго движенія на Западѣ и въ Россіи. Ученикъ эпохи возрожденія и современннкъ религіознаго броженія въ Италіи и Западной Европѣ вообще, Максимъ Грекъ не могъ не внести духа борьбы за извѣстные идеалы и нравственной реформы въ русское общество, въ которомъ были своеобразный явленія соотвѣтственнаго характера. И онъ является здѣсь то облнчите- лемъ, то проводникомъ новой мысли и иовыхъ стремленій, оставаясь, однако, въ этомъ случаѣ вѣрнымъ своей главной—религиозной цѣли. Онъ реформатора но исключительно нравственной стороны религіозной жизни; онъ новаторъ въ сферѣ понятій, но до тѣхъ поръ, пока эти стремленія не идутъ въ разрѣзъ съ его религіозными мнѣпіями. Пройдя школу отрицанія, онъ сталъ болѣе коисервативнымъ тамъ, гдѣ отрицаніе стремилось поколебать его завѣтиыя убѣжденія. Такнмъ образомъ и въ этой сферѣ, и въ личной дѣятелыюсти Максима Грека мы найдемъ много сходнаго между явлеиіями и дѣятелямп общественной жизіш XVI вѣка въ Россіи н на Западѣ.
Книга посвящена творчеству одного из самых крупных русских писателей и публицистов XVI в. Максима Грека. Исследуется огромное рукописное наследие этого автораt даются классификация и описание рукописных сборников XVI—XVIII в всодержащих его сочинения. Установление русских автографов Максима Грека — собственноручной правки, которой он подверг тексты своих сочинений и переводов, —поз- волмло выявить сборники «избранных» сочинений, составленные им самиму глубже охарактеризовать его мировоззрение и роль в социально-политической и идеологической борьбе середины XVI в.
ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА
Вот и вертеп, и ясли, и в них Новорожденный Младенец, положенный неискусомужною Материю Своею, вот и волхвы, почитающие честными дарами, свыше руководимые необычайною звездою, и лик ангельский, взывающий: „Слава Царствующему в вышних, мир жив
ОТКРЫТЬ В ИЗДАНИИ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 1859 ГОДА
Главы Самуила евреянина переведены с латинского на русский язык Николаем немчином. В этих главах значится, что Самуил жил спустя тысячу сорок лет после вознесения Христова. Так как Еврейское царство после вознесения Христова окончательно унич